Главная страница Базы данных База данных понятий

бензины

Описание:

Смеси углеводородов, различного строения, преимущественно содержащих 4-12 атомов углерода.

Используются как топливо для двигателей внутреннего сгорания с принудительным воспламенением (от искры), как растворители жиров, лаков, каучука, для обезжиривания. В зависимости от назначения бензины разделяют на автомобильные, авиационные и бензины-растворители.

Современные автомобильные и авиационные бензины должны удовлетворять ряду требований, обеспечивающих экономичную и надежную работу двигателя, и требованиям эксплуатации:

- иметь хорошую испаряемость, позволяющую получить однородную топливовоздушную смесь оптимального состава при любых температурах;

- иметь групповой углеводородный состав, обеспечивающий устойчивый, бездетонационный процесс сгорания на всех режимах работы двигателя;

- не изменять своего состава и свойств при длительном хранении и не оказывать вредного воздействия на детали топливной системы, резервуары, резинотехническиеизделия и др.

В последние годы на первый план выдвинулись экологические свойства бензинов.

Для бензинов-растворителей важным свойством является скорость улетучивания.

Плотность бензинов тем выше, чем больше предел выкипания. Бензин термического крекинга с концом выкипания около 200 С имеет плотность 0,72-0,82 г/см3 (при 15 С). Запах бензина зависит от температуры кипения и степени очистки. Растворимость бензина в воде очень мала и колеблется в диапазоне 0,001-0,004%.

Автомобильные бензины.

Основную массу автомобильных бензинов в России вырабатывают по ГОСТ 2084-77 и ТУ 38.001165-97. В зависимости от октанового числа ГОСТ 2084-77 предусматривает 5 марок автобензинов: А-72, А-76, АИ-91, АИ-93 и АИ-95. Для первых двух марок цифры указывают октановые числа, определяемые по моторному методу, для последних - по исследовательскому.

В связи с увеличением доли легкового транспорта в общем объеме автомобильного парка наблюдается заметная тенденция снижения потребности в низкооктановых бензинах и увеличения потребления высокооктановых. Бензин А-72 практически не вырабатывается ввиду отсутствия техники, эксплуатируемой на нем.

Наибольшая потребность существует в бензине А-92, который вырабатывается по ТУ 38.001165-97, хотя доля бензина А-76 в общем объеме производства остается очень высокой. Указанные ТУ предусматривают также марки бензинов А-80 и А-96 с октановыми числами по исследовательскому методу соответственно 80 и 96. Эти бензины предназначены в основном для поставки на экспорт. Бензин АИ-98 с октановым числом 98 по исследовательскому методу производится по ТУ 38.401-58-122-95 и ТУ 38.401-58-127-95. Бензины А-76, А-80, АИ-91, А-92 и А-96 допускается вырабатывать с использованием этиловой жидкости. Малоэтилированный бензин АИ-91 с содержанием свинца 0,15 г/дм3 выпускается по отдельным техническим условиям (ТУ 38.401-58-86-94). При производстве бензинов АИ-95 и АИ-98 использование алкилсвинцовых антидетонаторов не допускается.

Все бензины, вырабатываемые по ГОСТ 2084-77, в зависимости от показателей испаряемости делят на летние и зимние. Зимние бензины предназначены для применения в северных и северо-восточных районах в течение всех сезонов и в остальных районах с 1 октября до 1 апреля. Летние - для применения во всех районах кроме северных и северо-восточных в период с 1 апреля по 1 октября; в южных районах допускается применять летний бензин в течение всех сезонов. Бензины для экспорта (ТУ 38.001165-97) и бензин АИ-98 - всесезонные.

Параметры автомобильных бензинов, вырабатываемых по ГОСТ 2084-77, существенно отличаются от принятых международных норм, особенно в части экологических требований. В целях повышения конкурентоспособности российских бензинов и доведения их качества до уровня европейских стандартов разработан ГОСТ Р 51105-97 "Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия", который вводится в действие с 01.01.99 г. Этот стандарт не заменяет ГОСТ 2084-77, которым предусмотрен выпуск как этилированных, так и неэтилированных бензинов. В соответствии с ГОСТ Р 51105-97 будут вырабатываться только неэтилированные бензины (максимальное содержание свинца не более 0,01 г/дм3).

В зависимости от октанового числа по исследовательскому методу установлено четыре марки бензинов: "Нормаль-80", "Регуляр-91", "Премиум-95", "Супер-98". Бензин "Нормаль-80" предназначен для использования на грузовых автомобилях наряду с бензином А-76. Неэтилированный бензин "Регуляр-91" предназначен для эксплуатации автомобилей взамен этилированного А-93. Автомобильные бензины "Премиум-95" и "Супер-98" полностью отвечают европейским требованиям, конкурентоспособны на нефтяном рынке и предназначены в основном для зарубежных автомобилей, ввозимых в Россию.

С целью ускорения перехода на производство неэтилированных бензинов взамен этиловой жидкости допускается использование марганцевого антидетонатора в концентрации не более 50 мг Mn/дм3 для марки "Нормаль-80" и не более 18 мг Mn/дм3 для марки "Регуляр-91". В соответствии с европейскими требованиями по ограничению содержания бензола введен показатель "объемная доля бензола" - не более 5 %. Установлена норма по показателю "плотность при 15 °С". Ужесточена норма на массовую долю серы - до 0,05 %. Для обеспечения нормальной эксплуатации автомобилей и рационального использования бензинов введено пять классов испаряемости для применения в различных климатических районах по ГОСТ 16350-80. Наряду с определением температуры перегонки бензина при заданном объеме предусмотрено определение объема испарившегося бензина при заданной температуре 70, 100 и 180 °С. Введен показатель "индекс испаряемости". В ГОСТ Р 51105-97 наряду с отечественными включены международные стандарты на методы испытаний (ISO, EN, ASTM).

С целью обеспечения Москвы и других регионов с высокой плотностью автомобильного транспорта экологически чистыми топливами разработан ряд технических условий на бензины автомобильные неэтилированные с улучшенными экологическими показателями: "Городские" (ТУ 38.401-58-171-96), "ЯрМарка" (ТУ 38.301-25-41-97) и др. ТУ 38.401-58-171-96 распространяются на автомобильные бензины, вырабатываемые ОАО "Московский НПЗ", ТУ 38.301-25-41-97 - на бензины, вырабатываемые ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез".

При производстве высокооктановых бензинов используются алкилбензин, изооктан, изопентан и толуол. Бензины АИ-95 и АИ-98 обычно получают с добавлением кислородсодержащих компонентов: метил-трет-бутилового эфира (МТБЭ) или его смеси с трет-бутанолом, получившей название фэтерол. Введение МТБЭ в бензин позволяет повысить полноту его сгорания и равномерность распределения детонационной стойкости по фракциям. Максимально допустимая концентрация МТБЭ в бензинах составляет 15 % из-за его относительно низкой теплоты сгорания и высокой агрессивности по отношению к резинам.

Для достижения требуемого уровня детонационных свойств этилированных бензинов к ним добавляют этиловую жидкость (до 0,15 г свинца/дм3 бензина). К бензинам вторичных процессов, содержащим непредельные углеводороды, для их стабилизации и обеспечения требований по индукционному периоду разрешается добавлять антиокислители Агидол-1 или Агидол-12. В целях обеспечения безопасности в обращении и маркировки этилированные бензины должны быть окрашены. Бензин А-76 окрашивается в желтый цвет жирорастворимым желтым красителем К, бензин АИ-91 - в оранжево-красный цвет жирорастворимым темно-красным красителем Ж. Этилированные бензины, предназначенные для экспорта, не окрашиваются.

Характеристики автомобильных бензинов:

Бензин А-72 неэтилированный. Документ - ГОСТ 2084-77. Октановое число моторным методом - не менее 72, исследовательским методом - не нормируется. Массовое содержание свинца - не более 0,013 г/дм3. Температуры перегонки: начала для летнего - не ниже 35 С, для зимнего - не нормируется; 10% перегоняется для летнего - не ниже 70 С, для зимнего - не ниже 55 С; 50% перегоняется для летнего - не выше 115 С, для зимнего - не выше 100 С; 90% перегоняется для летнего - не выше 180 С, для зимнего - не выше 160; конец кипения для летнего - не выше 195 С, для зимнего - не выше 185 С. Остаток после перегонки - не более 1,5%. Остаток и потери - не более 4%.

Бензин А-76 неэтилированный. Документ - ГОСТ 2084-77. Октановое число моторным методом - не менее 76, исследовательским методом - не нормируется. Массовое содержание свинца - не более 0,013 г/дм3. Температуры перегонки: начала для летнего - не ниже 35 С, для зимнего - не нормируется; 10% перегоняется для летнего - не ниже 70 С, для зимнего - не ниже 55 С; 50% перегоняется для летнего - не выше 115 С, для зимнего - не выше 100 С; 90% перегоняется для летнего - не выше 180 С, для зимнего - не выше 160; конец кипения для летнего - не выше 195 С, для зимнего - не выше 185 С. Остаток после перегонки - не более 1,5%. Остаток и потери - не более 4%.

Бензин А-76 этилированный. Документ - ГОСТ 2084-77. Октановое число моторным методом - не менее 76, исследовательским методом - не нормируется. Массовое содержание свинца - не более 0,17 г/дм3. Температуры перегонки: начала для летнего - не ниже 35 С, для зимнего - не нормируется; 10% перегоняется для летнего - не ниже 70 С, для зимнего - не ниже 55 С; 50% перегоняется для летнего - не выше 115 С, для зимнего - не выше 100 С; 90% перегоняется для летнего - не выше 180 С, для зимнего - не выше 160; конец кипения для летнего - не выше 195 С, для зимнего - не выше 185 С. Остаток после перегонки - не более 1,5%. Остаток и потери - не более 4%.

Бензин АИ-91 неэтилированный. Документ - ГОСТ 2084-77. Октановое число моторным методом - не менее 82,5, исследовательским методом - не менее 91. Массовое содержание свинца - не более 0,013 г/дм3. Температуры перегонки: начала для летнего - не ниже 35 С, для зимнего - не нормируется; 10% перегоняется для летнего - не ниже 70 С, для зимнего - не ниже 55 С; 50% перегоняется для летнего - не выше 115 С, для зимнего - не выше 100 С; 90% перегоняется для летнего - не выше 180 С, для зимнего - не выше 160; конец кипения для летнего - не выше 205 С, для зимнего - не выше 195 С. Остаток после перегонки - не более 1,5%. Остаток и потери - не более 4%.

Бензин АИ-93 неэтилированный. Документ - ГОСТ 2084-77. Октановое число моторным методом - не менее 85, исследовательским методом - не менее 93. Массовое содержание свинца - не более 0,013 г/дм3. Температуры перегонки: начала для летнего - не ниже 35 С, для зимнего - не нормируется; 10% перегоняется для летнего - не ниже 70 С, для зимнего - не ниже 55 С; 50% перегоняется для летнего - не выше 115 С, для зимнего - не выше 100 С; 90% перегоняется для летнего - не выше 180 С, для зимнего - не выше 160; конец кипения для летнего - не выше 205 С, для зимнего - не выше 195 С. Остаток после перегонки - не более 1,5%. Остаток и потери - не более 4%.

Бензин АИ-95 неэтилированный. Документ - ГОСТ 2084-77. Октановое число моторным методом - не менее 85, исследовательским методом - не менее 95. Массовое содержание свинца - не более 0,013 г/дм3. Температуры перегонки: начала для летнего - не ниже 30 С, для зимнего - не нормируется; 10% перегоняется для летнего - не ниже 75 С, для зимнего - не ниже 55 С; 50% перегоняется для летнего - не выше 120 С, для зимнего - не выше 105 С; 90% перегоняется для летнего - не выше 180 С, для зимнего - не выше 160; конец кипения для летнего - не выше 205 С, для зимнего - не выше 195 С. Остаток после перегонки - не более 1,5%. Остаток и потери - не более 4%.

Бензин А-92. Документ - ТУ 38.001165-97. Октановое число моторным методом - не менее 83, исследовательским методом - не менее 92. Массовое содержание свинца для неэтилированного - не более 0,013 г/дм3, для этилированного - не более 0,15 г/дм3. Температуры перегонки: начала для летнего - не ниже 35 С, для зимнего - не нормируется; 10% перегоняется - не выше 75 С; 50% перегоняется - не выше 120 С; 90% перегоняется - не выше 190 С; конец кипения - не выше 215 С. Остаток после перегонки - не более 1,5%. Остаток и потери - не более 4%. Плотность при температуре 20 С - не более 770 кг/м3. Давление насыщенных паров бензина - не более 79,9 кПа (600 мм.рт.ст.). Кислотность - не более 3,0 мг KOH/100 см3. Содержание фактических смол - не более 5,0 мг/100 см3. Индукционный период на месте производства бензина - не менее 600 мин. Массовая доля серы - не более 0,05%. Цвет бесцветный или бледновато-желтый. Докторская проба отрицательная. Массовая доля меркаптановой серы - не более 0,001%.

Отравления бензинами.

Отравления возможны (изредка) при применении бензина в качестве моторного топлива, например в гаражах, на бензозаправочных и бензосмесительных станциях. Острые, тяжелые и даже смертельные отравления наблюдаются при чистке цистерн и баков на нефтеперегонных заводах; при наливе и очистке нефтеналивных судов, при авариях с дистилляционными, маслоэкстракционными и другими аппаратами; при переливании бензина и чистке одежды в небольших помещениях; при пневматической окраске и т. д. Более легкие отравления происходят при применении бензина как растворителя (в резиновой, обувной и других отраслях промышленностн).

Общий характер действия. Как наркотик очищенный бензин действует аналогично метановым углеводородам и циклопарафинам, составляющим главную его массу. Характерно развитие судорог. Кровяное давление под влиянием паров бензина, как правило, понижается, повышаясь во время судорог; пульс замедляется. Дыхание первоначально усиливается и учащается; ритм его нарушается при нарастании действия и появлении судорог. После действия высоких наркотических концентраций бензина в крови животных мало изменялось содержание адреналиноподобных веществ, снижалась активность холинэстераз и нарастало количество ацетилхолина, что связано с возбуждением парасимпатического отдела нервной системы, как во время воздействия, так и в более отдаленные сроки. Крекинг-бензин больше действует на подкорковые центры, раньше, чем на высшие отделы центральной нервной системы (Александров; Цитовнч; Ольшанский; Шехтман). Пары бензина вызывают также неустойчивое состояние центральной нервной системы, выражающееся в чередовании уменьшения и увеличения скорости безусловно-рефлекторных реакций (Люблина). Крекинг-бензин, в особенности каталитического крекинга, токсичнее бензина прямой гонки. Пары авиационных бензина действуют сильнее автомобильных. Высокая температура окружающего воздуха усиливает эффект бензина (Навроцкий, Дубашинская). По данным Абасова, низкая температура усиливает, а высокая снижает токсичность авиационных бензинов, а действие автомобильных бензина усиливает как высокая, так и низкая температура, при этом усиливается судорожный эффект и укорачивается продолжительность наркоза.

При очень высоких концентрациях паров бензина возможны молниеносные отравления. Наступает потеря сознания, и если пострадавший остается в отравленной атмосфере (например, в цистернах из-под бензина или нефти, в приемных отделениях нефтеперегонных заводов и т. п.) возможна быстрая смерть. Так, двое рабочих погибли в закрытом кузове автомобиля, где стирали свои комбинезоны в бензине. Известен смертельный случай после 15 мин пребывания в баке из-под горючего, где обычно концентрация паров бензина 0,5-1,6%. На вскрытии - отек легких, полнокровие внутренних органов. В другом случае пострадавший, обнаруженный в бессознательном состоянии после 13 ч пребывания в бензохранилище, долго находился в тяжелом состоянии, при картине поражения сердечной мышцы и почек (Шлайфер, Фадеев). Известен случай быстро развившегося плеврита со значительным количеством жидкости в плевре при вдыхании очень высоких концентраций паров бензина без признаков аспирации или заглатывания жидкого бензина (Chung Wung, Irous). Описано тяжелое отравление после работы в тесном плохо вентилируемом помещении, где распылялся бензиновый лак. Наблюдались кашель, кровохарканье; боли в суставах; кровоизлияния в кожу, склеру; кровь в мокроте и кале; высокая температура; в легких сливные очаги; развилась уремия. На вскрытии обнаружен геморрагический отек легких и капиллярный, гломерулонефрит. Подобные случаи описаны у водителей танков и связываются с вызываемым бензина поражением сосудов-капилляров (Klavis, Drommer).

Если при остром отравлении пострадавший падает в жидкость, например в остатки бензина, нефти и т. п., развиваются ожоги тела, а опасность увеличивается возможностью аспирации жидкости в дыхательные пути; последнее происходит и при засасывании бензина в шланг ртом. В таких случаях быстро появляются боли в груди, мучительный кашель, часто с кровянистой мокротой, головная боль, покраснение лица, позывы к рвоте, отрыжка бензином, иногда судороги, бессознательное состояние. Затем довольно быстро развивается аспирационная пневмония, при которой в первое время аускультативные явления очень бедны, потом появляются влажные хрипы, высокая температура, лейкоцитоз. Рентгенологическая картина пневмонической инфильтрации ясна в первые сутки или даже через 10-16 ч. Пневмонические очаги обычно обнаруживаются в средней и нижней долях; в процесс почти всегда вовлекается плевра. Инфильтраты рассасываются медленно; впоследствии могут развиваться бронхоэктазы, плевродиафрагмальные спайки (Рашевская; Бичуиская; Молоканов; Лящук; Бузало; Кирсанов; Зыков;. Романовский; Дегтярев; Кривальчак). Пневмонии, как правило, развиваются при заглатывании бензина без аспирации; сразу появляется тошнота, отрыжка, рвота, боли в подложечной области, жидкий стул, одновременно с состоянием опьянения или только с головокружением, головной болью. В случаях комбинированного ингаляционио-аспирационного отравления описано развитие нефритов.

При более умеренных концентрациях паров бензина отравление сначала выражается в головной боли, головокружении, сердцебиении, слабости, психическом возбуждении, беспричинной веселости, сухости во рту, тошноте и т. д., позже - потеря сознания. Объективно: мелкие фибриллярные подергивания мышц, дрожание вытянутых рук, языка, век, клонические судороги, болезненность нервных стволов при надавливании. В тяжелых случаях судороги очень сильны; нередко они происходят, когда после долгих попыток оживления больной начинает подавать признаки жизни. Иногда появляется сильное спастическое сокращение рук и ног. Зрачки расширены, при тяжелых отравлениях могут не реагировать на свет. Покраснение слизистых оболочек и кожи лица, глухие тоны сердца, учащение или, наоборот, замедление пульса. Ослабление дыхания, иногда кашель. Печень часто увеличена, болезненна. В тяжелых случаях - понижение температуры тела, затем озноб, лихорадка. В моче иногда белок, часто уробилин. Тяжелые последствия острых отравлений наблюдаются редко. Описаны единичные случаи органических заболеваний нервной системы, а также повышенной чувствительности к бензина (Баранов).

В прежнее время при неблагоприятных гигиенических условиях острые отравления иногда носили массовый характер, причем особенно страдали женщины. Для картины острого - отравления имеет значение предыдущее вдыхание паров бензина, а также состояние человека. Например, беременные женщины при острых отравлениях легко теряют сознание. Наиболее тяжелая картина при прочих равных условиях наблюдается у лиц с неустойчивым вазомоторным аппаратом: гипертоников, гипотоников и т. д. (Алявдин). Вдыхание паров бензина плохо переносится лицами, страдающими функциональными неврозами, туберкулезом, сердечно-сосудистыми расстройствами, базедовизмом (Шалыт).

Картина хронического отравления. Функциональные нервные расстройства (неврастения, истерия), сопровождаемые мышечной слабостью, вялостью, утомляемостью, похуданием, раздражительностью, некоторой атаксией, сонливостью или бессонницей. Обычна также некоторая анемия; появление базофильной зернистости в эритроцитах, анизоцитоз, полихромазия, иногда тенденция к лейкопении или лимфоцитозу. Раздражающее действие паров бензина сказывается в развитии конъюнктивитов, учащении заболеваний дыхательных путей и т. д. У рабочих со стажем 1-5 лет установлены жалобы на расстройства пищеварения, болезненность в правом подреберье и функциональные расстройства печени. В группе из 33 лиц при вдыхании аэрозоля бензина и стаже 2-3 года рентгенологически и клинически у большей половины выявлены воспалительные изменения в желудке и 12-перстной кишке, язвенная болезнь. У большинства работающих с бензином отмечались стойкий дермографизм, дрожание пальцев и языка, пошатывание при закрытых глазах; снижение артериального давления (данные Беляевой, полученные при обследовании 6000 рабочих, имевших дело с бензином "галоша"). У женщин - случаи увеличения щитовидной железы, явления вегетативного полиневрита (галошницы). В производстве плащевой ткани при концентрации бензина в воздухе 1,6-3 мг/л у ~20% работающих - астеновегетативный синдром, у трети - гипотония, значительное число поражений кожи. Описано нарушение жирового обмена с повышенным уровнем холестерина в крови (Batolska, Dyskovska). Machle при обследовании свыше 2000 рабочих бензоочистительных заводов (стаж 10-12 лет) и бензозаправочных станций, а также механиков гаражей не обнаружил признаков хронического отравления. Но у другой группы рабочих - заливщиков баков, подвергавшихся воздействию более высоких концентраций переносимых лишь привычными людьми, было отмечено понижение питания, бледность, низкое содержание гемоглобина и эритроцитов, отсутствие аппетита, позывы на рвоту, нервность. Эти явления рассматривались как симптомы хронического отравления или результат повторных легких и подострых отравлений. Матысяк у женщин-галошниц выявила несколько большую частоту токсикозов беременности и осложнений при родах, чем у женщин, не имевших контакта с бензином. Известно пристрастие к вдыханию бензина, сопровождающееся развитием токсического психоза (эйфория, галлюцинации, затрудненная речь, судороги) и поражением сердца (Durden, Chipman).

Вдыхание паров уайт-спирита в концентрации 0,6-0,97 мг/л в течение 8 ч вызвало у рабочих головную боль, раздражение слизистых оболочек, кашель. При его применении в составе лаков маляры жаловались на головокружение, иногда на тошноту и рвоту, чувство "жжения" в подложечной области. Были выявлены признаки отравления ароматическими углеводородами, даже случаи апластической анемии, что, возможно, было связано с высоким содержанием ароматических углеводородов в уайт-спирите. Работа при концентрации уайт-спирита в воздухе 0,15-0,8 мг/л (из них 0,15-0,3 мг/л ароматических углеводородов) вызывала жалобы работниц на боли в сердце и в эпигастрии, учащение пульса, онемение рук, диспептические расстройства. Объективно: некоторое снижение содержания гемоглобина и эритроцитов в крови, учащение случаев вегетососудистых нарушений, гипер- и гипотензивных реакций. У работниц отмечены также нарушения менструального цикла. При заглатывании уайт-спирита развивается такая же картина аспирационной пневмонии, как и при бензине (Сыровадко и др.; Ретнев; Дегтярев).

Концентрации паров любого бензина 35-40 мг/л опасны для жизни даже при вдыхании в течение 5-10 мин (Chung Wang, Irous). Пороговая концентрация, изменяющая время развития мышечного напряжения при коленном рефлексе в течение 40 мин вдыхания паров бензина "галоша" и Б-70, составляет 0,5-2 мг/л, а для бензина каталитического крекинга 0,5-1,0 мг/л (Левина, Люблина). По данным Drinker et al., при вдыхании в течение 8 ч (с перерывом на 1 ч) паров бензина в концентрации 0,6-0,7 мг/л некоторые жаловались на головную боль, болезненность в области желудка, неприятное ощущение в горле, кашель, раздражение глаз с покраснением конъюнктивы. При 0,95-1,2 мг/л - жалобы на головную боль только у части испытуемых, у большинства неприятные ощущения в горле, кашель, раздражение конъюнктивы. При 3,2-3,9 мг/л и продолжительности вдыхания 1 ч - раздражение слизистых оболочек носа, горла, глаз у всех испытуемых, неустойчивость походки только у некоторых. Вдыхание 9,5- 11,5 мг/л в течение 1 ч сказалось прежде всего в раздражении глаз и горла, затем в головокружении, возбуждении (громкий разговор, беспричинный смех, легкое опьянение), расстройстве координации тонких движений. Один человек покинул помещение уже через 13 мин из-за резкой тошноты. Концентрации 38-49 мг/л вызвали раздражение глаз через 20 с, кашель - через 2 с. Через 4-5 мин отмечалось резкое головокружение, неустойчивость, чувство опьянения. Ранними признаками воздействия в экспериментальных условиях (вдыхание в течение 6 ч) были понижение температуры тела, белый дермографизм, замедление пульса, усиление глазо-сердечного рефлекса, лейкоцитоз, эозинофилия. Эти симптомы отчетливо выражены при концентрации грозненского бензина 2,5-3 мг/л. При 1,0- 1,5 мг/л изменения со стороны вегетативной нервной системы почти или вовсе отсутствуют (Цитович). Концентрация бензина каталитического крекинга 0,1 мг/л легко обнаруживается обонянием при содержании в нем 0,5% сернистых соединений (залах неприятный и стойкий); 1 мг/л вызывает ощутимое раздражение верхних дыхательных путей и глаз, более сильное при 2,5 мг/л и той же продолжительности действия. Раздражающее действие паров этого бензина заметно сильнее, чем бензина "галоша" (Левина).

Действие на кожу бензина может вызывать как острые воспаления, так и хронические (последние в результате растворения кожного сала, сухости кожи и ее способности легко давать трещины). Заболевание либо ограничивается шелушением, более четким рисунком фолликулов, либо переходит в профессиональный дерматит с бугорково-пузырьковыми высыпаниями. Кожное действие усиливается при плохой очистке бензина и высоком содержании ароматических углеводородов. Особенно часто страдает кожа при работе с уайт-спиритом. Описан случай тяжелого буллезного дерматита при отмывании рук уайт-спиритом (Bruel, Rivoir).

Вследствие малой растворимости паров бензина в крови при вдыхании он накопляется в ней в очень небольшом количестве. При смертельном отравлении крыс бензина концентрация его в крови 0,3-0,4% (Schlunegger). Насыщение крови и центральной нервной системы происходит чрезвычайно быстро. Выделяется бензина через легкие также очень быстро.

Неотложная терапия. При легких острых отравлениях - свежий воздух, покой, тепло. Освободить от стесняющей дыхание одежды. Успокаивающие и седативные средства (настойка валерианы, пустырник, седуксен, элениум и т. п.). При потере сознания пострадавшему необходимо придать горизонтальное положение с несколько опущенной головой. Вдыхание нашатырного спирта (с ватки). Подкожно 1 мл 10% раствора кофеина, либо 25% кордиамина, либо 20% камфоры.

При тяжелых отравлениях - ингаляция увлажненного кислорода, чередовать с вдыханием карбогена. При резком ослаблении дыхания или остановке дыхания немедленно начинать искусственное дыхание методами "рот в рот" или "рот в нос", либо аппаратами для искусственного дыхания (предварительно освободить полость рта от слизи); продолжать беспрерывно до восстановления самостоятельного дыхания. Дыхательные аналептики; внутривенно 2-5 мл 0,5% раствора бемегрида, 1 мл 10% раствора лобелина. Применение адреналина и адреномиметических средств противопоказано! Срочная госпитализация!

При попадании в желудок дать 2-3 столовые ложки жидкого вазелинового масла. Затем промывание желудка до исчезновения запаха бензина в промывных водах. Не рекомендуется вызывать искусственную рвоту и вводить рвотные средства (опасность попадания рвотных масс в дыхательные пути и развития токсической пневмонии). По показаниям - кислородная терапия, сердечные и другие средства. При аспирации бензина дать сразу сульфодимезин или сульфазол 1,0 г. Анальгин 0,5 г, аскорбиновую кислоту 0,5 г. Тепло, покой. Госпитализация.

Предельно допустимая концентрация бензина-растворителя (в пересчете на углерод) 300 мг/м3; бензина топливного (сланцевый, крекииг-бензин и др.) (в пересчете на углерод) 100 мг/м3.

При высоких концентрациях фильтрующие противогазы мало пригодны (короткий срок годности). Должны использоваться шланговые, изолирующие с принудительной подачей чистого воздуха (ДПА-5, ПШ-2 и др.). При меньших концентрациях можно использовать фильтрующий промышленный противогаз марки А. Его срок защитного действия при концентрации уайт-спирита 0,5 мг/л -12 ч 55 мин; при 1 мг/л - 6 ч 40 мин; при 1,5 мг/л - 4 ч 50 мин; при 2 мг/л - 3 ч 45 мин; при. 3 мг/л - 2 ч 25 мин; при 4 мг/л - I ч 35 мин и при 5 мг/л - 1 ч 15 мин. Спецодежда. Защита кожи рук пастами типа "биологических перчаток". Рекомендованы казеиновая эмульсия (казеина 200 г, глицерина 50 мл, аммиака 50 мл, воды 1 л); паста ПМ-1 Московского института охраны труда (крахмала картофельного 14,1%, глицерина 12%, белой глины 10%, талька 8%, вазелинового масла 7,5%, желатина 2%, воды 43,6%, спирта 1,7%, салициловой кислоты 0,3%), паста ХИОТ, а также ряд. других защитных мазей. Смазывание кожи рук сульфированным касторовым маслом и ожиряющими мазями и кремами.

Рабочих, которым приходится периодически подвергаться действию высоких концентраций паров бензина (рабочих по чистке и ремонту цистерн из-под нефтяных: продуктов; градусчиков, отгонщиков, ректификаторов, кубочистов, замерщиков на нефтеперегонных заводах), следует обучать методам искусственного дыхания. В атмосфере с высоким содержанием бензина запрещается работать в одиночку. При работе с бензином, содержащими много ароматических углеводородов, необходимы периодические исследования крови для своевременного выявления возможных хронических отравлений. Периодические осмотры раз в 12 месяцев лиц, занятых очисткой цистерн, резервуаров и т. д. из-под бензина. Рекомендуется диета, богатая белками (Batolska, Dyskovska).

Определение в воздухе паров бензина и уайт-спирита основано на их сжигании, до угольного ангидрида, поглощаемого раствором Ва(ОН)2, избыток которого оттитровывают НСl. Чувствительность 12 мг/м3.

Определение в организме основано на выдувании бензина из исследуемого материала, окислении йодноватым ангидридом и титровании освободившегося иода раствором гипосульфита (Матысяк).

Пожароопасность бензинов.

Бензины - легковоспламеняющиеся жидкости, при горении прогреваются в глубину, образуя все возрастающий гомотермический слой. Скорость нарастания прогретого слоя 0,7 м/ч, температура прогретого слоя 80-100 С, температура пламени 1200 С. Температура вспышки бензинов колеблется от -45 С до -11 С (для автомобильных от -30 С до -27 С), температура самовоспламенения - от 255 С до 440 С (для автомобильных 345-370 С).

Средства тушения - воздушно-механическая пена, при подслойном тушении - фторированные пенообразователи.

Источники информации:

  1. Вредные вещества в промышленности: Справочник для химиков, инженеров и врачей. - 7-е изд., Т.1. - Л.: Химия, 1976. - С. 66-75
  2. Корольченко А.Я., Корольченко Д.А. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов и средства их тушения. - 2 изд, Ч.1. - М.: Ассоциация Пожнаука, 2004. - С. 221-222
  3. Справочник по растворимости. - Т.1, Кн.1. - М.-Л.: ИАН СССР, 1961. - С. 531 (растворимость воды в бензине)
  4. Топлива, смазочные материалы, технические жидкости: Ассортимент и применение, М.: Техинформ, 1999. - С. 13-46
  5. Химический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - С. 70


    Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.



    © Сбор и оформление информации: Руслан Анатольевич Кипер